Предисловие

 Идеи о создании летательных аппаратов (ЛА) легче воздуха высказывались в разных странах ещё с четырнадцатого века новой эры, но только в 1783 году в воздух поднялся монгольфьер (воздушный шар по имени братьев Монгольфье, оболочка которого была наполнена горячим воздухом) [1]. В дальнейшем оболочки воздушных шаров и дирижаблей наполнялись также водородом или гелием. Первый дирижабль был построен в 1852 году французом Жиффаром. Известны дирижабли трёх систем: мягкой, полужёсткой и жёсткой системы. В настоящее время дирижабли разных систем летают в России, США, Англии, Германии, Франции, Японии, Канаде, Австралии, но их количество очень мало по сравнению с самолётами и вертолётами. Дирижаблестроение развивается очень медленно. Технический уровень дирижаблей по сравнению с самолётами и вертолётами до настоящего времени всё ещё низок. По моему мнению, вышеописанные недостатки в дирижаблестроении происходят из-за ряда причин, главными из которых являются следующие:

            -         техническая база производства дирижаблей  не соответствует современным требованиям;       

-         конкуренция самолётным и вертолётным фирмам;

-         инерция мышления разработчиков дирижаблей;

-         отсутствие спонсоров (в том числе и государства), способных финансировать разработку.

       Недостаток классических дирижаблей в том, что не жёсткая крупногабаритная оболочка, плохая устойчивость угловой стабилизации и плохая управляемость ЛА, не позволяют дирижаблям развить самолётные скорости  полёта и достигнуть высокой его маневренности. Дирижабли, оболочка которых наполнена водородом или нагретым газом, пожароопасны и взрывоопасны.

      Развитие воздухоплавательных аппаратов также тормозится из-за широкого применения способа создания аэростатической подъёмной силы путём наполнения оболочки газом легче воздуха, а также из-за уязвимости газовых дирижаблей при их использовании в военных целях.

      Гораздо менее известен способ создания аэростатической подъёмной силы вакуумированием оболочки. Ещё в 1670 году Francesco Lana de Terzi (Francesco Lana de Terzi) издал книгу «Prodomo ovvero saggio di alcune invenzioni nuove premesso all’arte maestra» (Преподавание или проверка новых изобретений основа искусства преподавателя), в которой он описал маленькое судно с мачтой и парусом на ней (Рис.1). Это судно (как утверждалось в книге) могло бы летать при наличии на нём четырёх медных вакуумированных сфер, при этом каждый шар должен быть диаметром 7,5 метров. Франческо Лана был прав, полагая, что эта конструкция может быть легче воздуха. Однако такой шар должен обладать достаточной жёсткостью, чтобы атмосферное давление не смяло его, и иметь достаточно малый вес (массу) конструкции, чтобы летательный аппарат был легче воздуха и мог взлететь.

Рис.1

      Конечно, это была только идея, демонстрирующая новый способ создания аэростатической подъёмной силы путём вакуумирования оболочки. Такой корабль не взлетел бы из-за смятия оболочек шаров атмосферой, давление которой на каждый квадратный метр оболочки составляет на поверхности Земли 10000 кгс, (если шары были бы тонкостенными и лёгкими) или из-за слишком большого веса толстостенных полых шаров.

      Только в 1974 году патентным бюро в Лондоне опубликована заявка №1345288 МКИ В64В 1/58 «Усовершенствование воздушных кораблей, обеспечиваемое вакуумированными шарами или другой формы выкачанными сосудами» A.P.Pedrick. Изобретение заключается в том, что оболочка шара должна быть двойной. Из внутренней сферы воздух выкачан, а в полость между внутренней и внешней сферами под давлением закачан газ, поддерживающий форму оболочки от её сдавливания атмосферой. Обе сферы во многих местах скреплены между собой. Однако, до практической реализации этого изобретения дело не дошло и до сегодняшнего дня  не имеется информации о широком применении этого изобретения.

      В конце 1993 года автором данной книги изобретено и запатентовано в России   “Устройство для создания подъёмной силы летательных аппаратов легче воздуха” (патент RU2001831 c1 МКИ В64В 1/58), которое обеспечит оперативное вакуумирование оболочки с одновременной “разгрузкой” её от сдавливания атмосферой. В результате этого оболочка вакуумного ЛА будет тонкой и лёгкой, но жёсткой. Попутно обеспечивается  возможность решения проблемы устойчивости углового положения корпуса (оболочки) ЛА в полёте.

      При применении новых безопасных грузовых и пассажирских дирижаблей возможны следующие перспективы мирного развития нашей страны:

      - постепенное уменьшение количества современных больших аэродромов и самолётов;

      - постепенное уменьшение количества междугородних дорог и связанное с этим уменьшение миллиардных затрат на их строительство и содержание, а также уменьшение количества большегрузных автомобилей и междугородних автобусов.

      В книге автор приводит теоретическое обоснование изобретения в плоскости применения его к созданию вакуумного ЛА.