1.         Аэростатическая подъемная сила

Известно выражение для вычисления гравитационной силы F, называемой силой тяготения, которая действует на ЛА в гравитационном поле планеты:

 

                                                 

где: m= fМпл   - гравитационный параметр планеты;

f=(6,67±0,01)10-11 нм2  / кг2 - гравитационная постоянная;

Мпл - масса планеты;

r=Rпл + hп  - расстояние между центрами масс летательного аппарата и планеты;

Rпл  - радиус планеты;

hп  -  высота полёта летательного аппарата;

ma  - масса летательного аппарата.

 

Гравитационный параметр планеты может быть выражен иначе:

m=g0 Rпл,

где g0  - ускорение силы тяжести на поверхности планеты.

Например, для Земли:

Мз =5,98. 1024 кг. m= 3,99. 1014 нм2  / кг.

В соответствии с законом Архимеда в атмосфере вращающейся планеты на летательный аппарат (как и на любой другой предмет)  кроме силы тяготения  F  и центробежной силы  Fц   действует выталкивающая сила, равная весу вытесненного им воздуха.

Таким образом, выражение для вычисления веса летательного аппарата в атмосфере вращающейся планеты имеет вид:

P= F -  Fц - Fв   ,                (1)

где: F - сила тяготения летательного аппарата к планете;

Fц = ma w2r.cos(j)  - центробежная сила, действующая на летательный аппарат;

w - угловая скорость вращения планеты с учётом угловой скорости полёта ЛА вокруг Земли;

j - географическая широта летательного аппарата;

   - сила тяготения воздуха, вытесненного из атмосферы летательным аппаратом;

мв - масса воздуха, вытесненного из атмосферы летательным аппаратом.

Угловая скорость вращения Земли  wз =7,292115.10-5 1/c.

Сила Fц обычно мала и потому может не учитываться. В силу этого выражение (1) можно представить в виде:

 

                                               .

Обычно при mв << mа за вес летательного аппарата принимают силу тяготения, однако масса летательного аппарата легче воздуха обычно сравнима по величине с массой вытесненного им воздуха и потому учёт силы Fв необходим.

Примем за положительное направление силы  P  её направление от центра планеты, тогда:

.           (2)

При  ma > mв сила P отрицательна, а летательный аппарат под действием этой силы падает на поверхность планеты.

При ma < mв сила P положительна, а летательный аппарат под её действием удаляется от поверхности планеты.   Сила P обычно называется аэростатической подъемной силой.

При ma = mв  сила P равна нулю (ЛА  обезвешен) и летательный аппарат “зависнет” на достигнутой высоте полёта hp .

Таким образом, подъёмная сила летательных аппаратов легче воздуха является гравитационной силой, управление величиной и знаком которой можно обеспечить изменением массы летательного аппарата при постоянном объёме ЛА (путём нагрева, выкачивания или применения лёгкого газа оболочки) или изменением массы вытесненного летательным аппаратом воздуха путём изменения объёма ЛА.

2.         Связь давления атмосферы с её плотностью

Выражение для плотности атмосферы имеет вид:

                              ,

где:

=287,05 (m2/c2 ),

T - абсолютная температура в градусах Кельвина,

mв - молекулярный вес воздуха равный 28,964,

R= 8,31432.103 дж /(моль. K) - универсальная газовая постоянная,

Т=273,15 +t, где t- температура по шкале Цельсия.

При t = 0oC  и Ра = 1,0132499.105 н2 (760 мм. рт. ст.)  ®  rа = 1,2923 3 и  RвТ=78407,707м2 2.

 

3.         Барометрическая формула давления атмосферы

Формула выведена [2] при Т= const и g= const (для изотермической атмосферы) и имеет следующий вид:

Pa=Poe-h/H ,

где: Ро - давление атмосферы на уровне моря,

Н= Rв Т/g  - шкала высот или высота однородной атмосферы,

g - ускорение силы тяжести.

Барометрическая формула давления атмосферы при изменяющейся температуре Т и ускорении силы тяжести g, а также при изменении высоты, записывается следующим образом:

 

                                               ,

где: g=go,  go=9,80616 m/c2,

Rз - средний радиус Земли.

В слое от 0 до 10 км находится до ¾ массы всей атмосферы.

 

4.         Степень разрежения в оболочке летательного аппарата

Обозначим символом  z  степень разрежения в оболочке ЛА, тогда:

                                        ,

Тогда:   Pмц - Pарццrарz     ,     где  z=Rr,         d Pарц= ацrар dz .

где rар , Рар  - плотность и давление в оболочке ЛА.

 

Обычно уменьшение массы ЛА для взлёта обеспечивают нагревом содержащегося в оболочке ЛА воздуха или заполнением оболочки газом легче воздуха, например водородом или гелием. В данной книге рассмотрен способ изменения массы ЛА изменением массы содержащегося в оболочке воздуха, т.е. путём вакуумирования оболочки. При этом, изменением степени вакуумирования оболочки можно изменять подъёмную силу как по величине, так и по знаку. В книге рассмотрены вопросы:

- динамики вакуумирования оболочки;

- расчёта необходимой толщины оболочки;

- варианты оболочек и её резервирование;

- силовые элементы конструкции ЛА и основы его компоновки;

- динамики вертикального полёта вакуумного ЛА;

- о полёте с маршевым двигателем;

- этапы завершения НИР и проведения ОКР.

 

 

Hosted by uCoz